Информационный дуализм.

                                                                                              "Пойми живой язык природы -                                                                                             И скажешь ты: прекрасен мир!"

                                                                                                     И.С. Никитин        

        

            Мы узнали, что такое информация как всеобщее свойство материи, но   пока не знаем, как она создается, как работает ее «творец».

     Легче всего это проследить на примере создания информации человеком. Еще К. Маркс в первом томе «Капитала» обратил внимание на то, что «человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует природа, т.е. может изменять лишь формы вещества». Правда, К. Маркс не знал, что форма вещества – это первичная информация. Но мы, понимая это, можем смело утверждать, что любой человеческий труд есть процесс создания информации. При этом, зная, что имеются три вида информации, мы теперь можем научно объяснить, почему в человеческом обществе существует две   специфические сферы труда – научно-техническая и производственная – и в чем заключается эта специфика. Научно-техническая сфера труда создает вторичную информацию в виде знаний, в том числе и о том, как создавать первичную информацию в производственной сфере, т.е. как создавать промышленную, вещественную продукцию. А в производственной сфере реализуются эти знания. 

    Таким образом, в человеческом обществе любая первичная информация реализуется на основе вторичной, т.е. на основе накопленной человечеством системе знаний. Взаимодействие первичной и вторичной информации - сущность человеческого труда, основа экономических отношений людей. Без этого информационного дуализма труда само существование человеческого общества невозможно, не говоря уже о развитии экономики. Информационный дуализм определяет общественное развитие. Но и создание первичной информации, и создание вторичной информации невозможно без использования простой, примитивной информации – направленного движения человека, его рук, ног, а также машин и механизмов, которые он использует при создании любого вида информации.

    Понимание сути дуализма и триединства информации – необходимое условие для понимания всех процессов развития в мироздании, ибо природа в своем развитии, как правильно понимал К. Маркс, не делает ничего другого, кроме изменения формы существующей материи.

            И происходит это так же, как и в процессе человеческого труда – на основе взаимодействия первичной и вторичной информации. Главное отличие действия информационного дуализма в природе от его действия в человеческом обществе состоит в том, что природа не умеет перекодировать вторичную информацию опосредованно, перенося ее на другой носитель и изменяя код. Информационное взаимодействие в природе происходит путем непосредственного взаимодействия полей и вещественных тел. Но и в природе в результате этого взаимодействия первичной и вторичной информации возникает определенное направленное движение – основа возникновения любой другой формы, другой информации.

            Самым простым примером, демонстрирующим информационное взаимодействие под влиянием вторичной информации в неживой природе, является известный всем со времен средней школы опыт с постоянным магнитом.

   На листе бумаги, поднятым над столом и закрепленным так, что он оказывается в натянутом виде, а под ним имеется свободное пространство, рассыпаются в хаотическом порядке железные опилки.Затем под лист бумаги подводится постоянный магнит. И на наших глазах появляется «порядок из хаоса» – магнитные опилки самостоятельно, без нашего вмешательства размещаются в строгом порядке вдоль магнитных силовых линий. Поле несет  необходимую вторичную информацию, определяющую  положение опилок в пространстве, организуя их направленное перемещение. Мы убираем магнит, но установившийся порядок, структура, т.е. информация, сохраняются неопределенно длительное время.

            Мы уже говорили, что вторичную информацию несет не только электромагнитное поле. Проявление информационного дуализма универсально для информационного взаимодействия любого поля с веществом – управление направленностью движения.

    Возьмите известное нам гравитационное поле. Как взаимодействует любой вещественный предмет с гравитационным полем Земли? Подбросьте его вверх, и вы увидите, что он всегда падает в одном и том же направлении – к центру Земли. Физики до сих пор называют этот эффект “притяжением”, не объясняя, почему это притяжение возникает. Конечно, понятия “притягивание” или “отталкивание” тел в современной науке звучат довольно странно, ибо они носят некоторый мистический характер: одни тела хотят “притягиваться”, а другие “отталкиваться”, а почему у них такие “противоположные желания” никто не понимает. Такое толкование было терпимым во времена Ньютона, но совершенно нетерпимо в XXI веке.

    На самом деле – это направленное движение вещественного тела под воздействием вторичной информации гравитационного поля, т.е. формы, структуры этого поля.

    Механизм этого управления направленностью движения для всех вещественных тел определяется информационным взаимодействием собственных физических полей этих тел с внешними полями. Ведь любое вещественное тело всегда обладает и своими собственными полями – магнитным, электрическим, гравитационным или их совокупностью. Форма, структура этих собственных полей вещественных тел определяется как формой, структурой самого вещественного тела, так и воздействием внешних по отношению к нему полей других тел. Результатом такого сложного взаимодействия и является   структура собственного поля вещественного тела, определяющая направленность его движения.

        Физику этого управления направленностью движения наиболее удобно рассмотреть на примере управления энергией в электромагнитном поле. Ведь вторичная информация управляет направленностью движения не только вещества, но и энергии.

            Как можно управлять потоком электромагнитной энергии хорошо известно в радиотехники и радиолокации. Это управление производится с помощью специальных устройств – антенных систем. Сегодня теорией и практикой антенных устройств создано множество антенн различной формы для создания, как говорят специалисты, определенных диаграмм направленности электромагнитных волн. Самый наглядный пример направленного излучения – это обычный световой прожектор. Ведь свет – это тоже электромагнитные волны. Но хотя форма антенных систем играет очень большое значение в формировании диаграммы направленности излучения, специалисты знают, что суть этого формирования заключается в фазовых соотношениях взаимодействующих потоков электромагнитных волн. Именно фазовые соотношения взаимодействующих полей и в искусственных, и в естественных системах регулируют направленность движения свободной энергии.

            Внимательный читатель обратил внимание на то, что мы говорили не только о физическом, но и о смысловом содержании информационного взаимодействия. И это не попытка внести эстетическое разнообразие в «скучные физические процессы», как это иногда бывает в физике, например, в появлении «очарованных частиц».

            Информационный дуализм порождает смысловое содержание информации в любом информационном взаимодействие, которое в процессе развития природы породило человеческое сознание.

    Еще замечательный ученый-материалист Древней Греции Демокрит одним из важнейших принципов познания материального мира полагал принцип, звучащий так: "Ничто не возникает из ничего и ничего не переходит в ничто''. Человеческое сознание также не могло появиться из ничего, оно является следствием развития смысловой стороны информационного дуализма. Для того, чтобы показать, что же это такое проведем следующий мысленный эксперимент.

   Недалеко от дороги, по которой мы ходим каждый день на работу, мы обнаружили большую хаотически нагроможденную груду камней. Чтобы «навести порядок» и физически размяться, мы однажды из всей этой груды выложили три крупные буквы нашего алфавита и получили слово «МИР». Была груда камней – стала информация, смысл которой понятен всем окружающим людям, если они, конечно, знают русский язык и умеют читать. Для неграмотного человека - это просто какое-то упорядоченное размещение камней, проделанное кем-то, совершенно непонятная, бесполезная работа, хотя это, как мы определили, вторичная информация. Откуда она взялась? Была груда камней, но информации не было. Те же самые камни, размещенные в определенном порядке, стали нести информацию. Может быть это результат проделанной нами работы, затрат нашей мышечной энергии? Но мы могли всю эту кучу камней перенести на другое место и бросить без всякого порядка, и тогда, даже при значительно больших энергетических затратах, вторичная информация бы не появилась. Более того, созданная нами информация может сохраняться очень длительное время без всяких энергетических затрат. И кроме нас самих никто и никогда не сможет определить величину энергетических затрат на создание этой информации. Конечно, без энергетических затрат информация бы не появилась, но является она не результатом этих затрат, а результатом упорядоченного по известным нам правилам размещения камней, т.е. результатом организованного нами порядка.

            Значит,        

информация - это еще и организованное по определенным правилам                                    пространственное размещение материи.

       

Организация порядка в пространственном размещение первичной информации в соответствии с информационным содержанием вторичной информации - это и есть смысловое содержание информационного взаимодействия, информационного дуализма.

       Информационный дуализм предопределяет не только управление направленностью движения под воздействием вторичной информации, но и воздействие первичной информации на формирование материальных форм. Это воздействие проявляется по принципам "ключ - замок" или "свободная ниша".     Этот вид взаимодействия называется "контактным информационным взаимодействием".

    Информационный переход от направленного движения к определенной структуре под воздействием контактного информационного взаимодействия можно пояснить на примере детского бильярда. Он представляет из себя небольшой стол с бортиком, на поверхности которого в определенном порядке расположены лунки, позади которых установлены штырьки.Специальное устройство позволяет выстреливать на поверхность стола в одном и том же направлении шарики размером чуть меньше лунки. Каждый шарик при движении, отражаясь от бортов и штырей, начинает перемещаться в конце концов по случайному закону движения и может попасть в лунку или не попасть. Но как только он попадает туда, его поступательное движение прекращается и он может находиться в лунке сколь угодно долго.Выстреливая большое количество шариков можно заполнить все лунки. В результате такого информационного взаимодействия, благодаря определенной форме стола,т.е.первичной информации, отбираются те шарики направление движения которых (информация) совпало с положением лунки на траектории движения. В итоге мы получили новую упорядоченную по определенному положению структуру в виде бильярдного стола с шариками, т.е. новую информацию в виде этой структуры. Следует сказать, что каждый шарик занимают свое место в лунке, т.е. изменяют направленность движения, под воздействием гравитационного поля, но только в результате того, что в плоскости бильярда на его пути оказалась "свободная ниша". Это, конечно, очень упрощенный пример, но влияние формы на стационарность этой формы подтверждается природой.

         В 1891г. опубликована работа известного русского ученого минералога Е.Федорова "Симметрия правильных систем фигур'', в которой он впервые показал, что несмотря на огромное разнообразие веществ, способных к кристаллизации, существует лишь 230 различных типов кристаллических решеток, ибо только они обеспечивают устойчивое существование кристаллов. Е.Федоров доказал, что эта устойчивость определяется вполне определенной формой. 

    Но самым наглядным примером могущества информационного дулизма, комплексного действия языка природы является репликация -процесс самовоспроизведения макромолекул нуклеиновых кислот, обеспечивающих точное копирование генитической инфомации и передачу ее от поколения к поколению, и, конечно же, создание на базе этой информации, всего из одной клетки, сложнейших организмов, в том числе человеческого организма. Генитическая информация координирует в строгой последователноти сотни химических реакций, пространственное положение каждой клетки создаваемого организма. Именно в этих процессах могучий язык природы достиг своего совершенства. 

       Общая теория информации утверждает, что смысловым критерием в развития природы является создание все новых и новых устойчивых, упорядоченных   материальных форм, а инструментом этого созидательного процесса является информационный дуализм. Тем самым перебрасывается широкий мост из неживой в живую материю. Живая природа становится логическим развитием неживой природы через развитие вторичной информации.

            Все, что происходило и происходит в Мироздании, есть результат проявления информационного дуализма, информационного взаимодействия, при котором информация, использует универсальный язык Природы - вторичную информацию.

       

       Содержание                          Назад                           Далее