Заключение.

                                                             "Человек должен верить, что
                                                                непонятное можно понять".

                                                                                                               И. Гёте            

            Н. Винер в книге «Я – математик» писал так: «Нынешняя физика представляет собой ряд отдельных теорий, которые еще ни одному человеку не удалось убедительно согласовать между собой. Кто-то очень хорошо сказал, что современный физик по понедельникам, средами пятницам – специалист по квантовой теории, по вторникам, четвергам и субботам - по теории относительности; в воскресенье он уже совсем не специалист, а просто грешник, истово молящийся богу, чтобы он вразумил, желательно, конечно, его самого, и помог как-нибудь примирить эти две точки зрения».

            К сожалению, такое положение вещей не только в физике: монизм, господствующий в науке, стал тормозом в развитие знаний современной цивилизации о сущности Мироздания, в том числе и знаний о развитии самого человеческого общества. Без использования парадигмы дуализма и общей теории информации дальнейшее развитие науки становится проблематичным.

            Однако и парадигма дуализма, и общая теория информации сегодня находятся на стадии становления, нуждаются в привлечении армии последователей во всех областях знаний. Без этого становление может затянуться на десятки лет, а тысячи талантливых людей будут заниматься, мягко говоря, бесперспективными исследованиями.

            Эта проблема осложняется целым рядом субъективных факторов. Н. Винер, являвшийся, безусловно, одним из самых выдающихся ученых ХХ столетия, наблюдая за массовым проникновением в науку «авантюристов, становившихся раньше, биржевыми маклерами или светочами страхового бизнеса», старался вскрыть причины такого положения. Он с горечью приводит одну из важнейших причин кризиса в научных исследованиях:

            «Мы живем в эпоху, когда соображения выгоды играют настолько исключительную роль, что подавляют все остальные. Современное общество оценивает стоимость идей в долларах и центах, хотя их ценность гораздо долговечнее ценности денег».

            «Ни широкая публика, ни великие администраторы не понимают внутренних процессов развития науки, но и те и другие видят, как сильно она влияет на судьбы мира, и боятся ее. И те, и другие хотели бы умственно кастрировать ученых, наподобие того, как в византийском государстве кастрировали правительственных чиновников. Более того, великие администраторы, не уверенные в собственных интеллектуальных силах, могут возвыситься, только низводя своих научных подчиненных до собственного уровня». 

            К сожалению, эти слова сказанные полвека назад, злободневны и сегодня. И хотя в России сегодня идет обратный процесс, при котором талантливые ученые становятся "маклерами и светочами страхового бизнеса", причины научного кризиса в России те же самые.

     Н. Винер, конечно же, понимал, почему кибернетика уходит от своего предназначения – науки об общих законах управления. Ее в свое время испугался и объявил лженаукой И. Сталин, ее и сегодня (в ее амперовском понимании) боятся авантюристы и шарлатаны, среди которых немало и наших «реформаторов».  Наука об управлении государством им не нужна. Это, кстати, одна из причин, почему человечество тысячи лет не бралось за создание теории управления. А те робкие попытки, которые предпринимались учеными-одиночками, игнорировались сильными мира сего и предавались забвению. Это подтверждает и еще один парадокс управления - парадокс иерархии. Он состоит в том, что верхние уровни иерархического управления, состоящие из тех же элементарных элементов, что и нижние уровни и предназначенные для организации совместной работы всей системы, «забывают» о существовании нижних уровней и организуют функционирование системы только в интересах достижения своих собственных целей.

            Российская наука сегодня находится в состоянии децентрализации, а потому всякая иерархия разрушена. Это, с одной стороны, привело к разрушению прекрасно отлаженной в СССР системы научной информации, а с другой, - освободила науку от удушающего воздействия «великих администраторов». Конечно, отъезд из страны десятков тысяч научных работников, ослабил позиции России в научном мире, но не мог ослабить возможности нашей нации в появлении новых талантов.

            Появление «Интернета» позволяет привлечь к научной работе огромный слой талантливой молодежи на периферии. Пример Индии, в которой «провинциальная молодежь» удивила мир выдающимися успехами в создании программ для ЭВМ, должен стать для России заразительным. Как и в случае с программным обеспечением внедрение парадигмы дуализма и положений общей теории информации в различные научные направления на первом, теоретическом этапе не требует капитальных вложений и научных лабораторий. Правда, нужно овладеть изложенными здесь основами теории и научной методологией дуализма.

            Лучше всего эту методологию рассмотреть, изучая «Информационную теорию экономики». Именно при ее создании автор использовал все методологические средства, позволившие превратить закостенелую, допотопную систему около научных взглядов в строгую естественную науку, которая отвечает на все вопросы теории и практики экономических отношений современного общества.

            Эту теорию следует знать и потому, что вне экономических отношений не может сегодня находится ни один человек. Изучив ее, молодые ученые, например, узнают, почему в России научные работники, труд которых определяет весь современный технический прогресс, зарабатывают гроши, а «великие администраторы», «биржевые маклеры или светочи страхового бизнеса» купаются в роскоши, и что нужно сделать, чтобы исправить это положение, не допуская новых революций.

            И последнее - предостережение. Изложу его теми же словами, которыми заканчивается моя монография «Информационная теория экономики»:           

«Двадцать первый век будет веком общей теории информации и ее практических приложений. И в этой связи следует выразить озабоченность направленностью этих исследований. Угроза военного использования теории информации чрезвычайно велика. Атомная бомба в сравнении с возможным оружием покажется человечеству детской забавой. Но начало теории положено. Джин выпущен из бутылки и возвратить его обратно уже нельзя.

Можно только призвать ученых оглянуться на самый кровавый в истории цивилизации двадцатый век и убедиться, что пришло время сказать политикам: Нет! Мы не будем больше использовать научные открытия для уничтожения и унижения людей!

Наука должна стать знаменем и совестью цивилизации!»

Содержание            Далее                    Назад              

    Гостевая книга